Рок-группа PitStop

История группы "PS" глазами Олега Дунаева.

О том как я пришел в "PS".

Первый раз я услышал Олега Зеленина и Олега Беспалова на фестивале "Рок-антиспид" в 1992 году в Областном Дворце Культуры. Они выступили с номером-экспромтом: исполнили песню из репертуара группы "Queen", пригласив подыграть им музыкантов из разных групп города... Hазывались они тогда "Крошки БОЗО" и довольно грамотно пели дуэтом.
В следующий раз я пересекся с ними - уже лидерами новой группы "Постскриптум" - в марте 1995 года на праздничном концерте в Пед.Университете. Я в то время нигде не играл, и согласился поучаствовать в "одноразовом" проекте моего школьного приятеля поэта Сергея Кушнарева - выпускника Истфака. Перед концертом нам надо было порепетировать на той аппаратуре, которая будет на сцене, и мы пришли на базу "Постскриптума" - к "хозяевам" этой аппаратуры...
Войдя в "каморку", я словно перенесся на 10 лет назад - тот же пульт "Эстрада", те же гитары производства ГДР и Болгарии, те же электретные микрофоны с батарейками, те же шнуры с трех- и пятипальчиковыми разъемами, у которых почему-то периодически "не совпадала распайка"... Тогда же я услышал и как играет "Постскриптум" - звук был грязным, местами что-то нестроило. Многие огрехи можно было списать на ужасающего качества аппаратуру и инструменты, но кроме этого чувствовалось, что и класс музыкантов оставляет желать лучшего, за исключением разве что вокалистов. Я искренне удивился их способности петь в эти еле живые микрофоны, без мониторов, и при этом не тонуть в общем звуке и попадать в ноты...
В общем картина складывалась довольно типичная для начинающих групп, но... этим "начинающим" было уже далеко не по 18 лет. И стиль у них был тоже достаточно архаичным - бард-рок в духе "Машины времени", "Воскресения" и "Чайфа". Соответствовали стилю и тексты - нормальная "общечеловеческая" лирика Беспалова, Зеленина и басиста Hиколая Прокофьева контрастировала с вошедшим в моду нигилистическим бредом панков или подростковым романтизмом металлистов. Эти песни можно было с таким же успехом петь просто под гитару и в лесу у костра, и на вечеринке в общаге. Видимо это обстоятельство плюс простой компанейский характер музыкантов сделали "Постскриптум" очень популярной группой среди студентов Пед.Университета.
В то же время "матерые" рок-музыканты и музыкальные журналисты города говорили о "Постскриптуме" cо снисходительной улыбкой и воспринимали в лучшем случае как невесть откуда взявшегося "динозавра" - вокально- инструментальный ансамбль 70-х годов. Hо увлеченность и энтузиазм ребят со временем сделали свое дело. "Постскриптум" стал появляться на различных концертах, фестивалях, стал понемногу обрастать аппаратурой, а самое главное - приобретать опыт, еще раз доказав старую истину - учиться никогда не поздно.
Летом 1996 года это была уже совсем другая группа, хотя стилистически они не изменились. Звук стал чище, появилась сыгранность. К тому же у них играл более техничный гитарист Сергей Егоров (бывший гитарист Алексей Дмитриев стал звукооператором). Я слышал "Постскриптум" и на предвыборном концерте в поддержку партии "Яблоко" и на "Фестивале поющих поэтов", а их записи - на двухкассетном сборнике "Губeрнский рок".
А еще у барабанщика "Постскриптума" Димы Чудакова были свои клавиши - Yamaha PSR-510, вполне приличный для того времени инструмент. То есть группа вполне могла пригласить клавишника.
Пользуясь этим, и учитывая, что в 1997 году в составе "Постскриптума" наметились изменения (ушел Олег Беспалов), я попросился к ним, и получил "добро"...
Мне понравилось в "Постскриптуме". У них была своя репетиционная база, которую обустраивали и поддерживали в порядке. Были постоянные поклонники и поклонницы, регулярно приходившие на репетиции. Сами же постскриптумовцы оказались просто замечательными людьми, располагавшими к общению и совместному проведению досуга. К тому же в конце концов вернулся Беспалов, и бывшие "Крошки БОЗО" вновь запели дуэтом.
В конце 1997 года гитарист Сергей Егоров покинул группу. Мы отнеслись к этому с пониманием, хотя очень переживали - он был сильным звеном "Постскриптума". Hо мы и подумать не могли, что замена найдется более чем достойная. Пришедший по объявлению Максим Кривохижа просто поразил нас своей техникой игры и серьезным отношением к музыке.
Его приход стал для группы своеобразным поворотным моментом. Мы поняли, что надо соответствовать уровню, и начали серьезно заниматься, менять аранжировки старых песен, делать новые, и даже играть инструментал (чего "Постскриптум" никогда до этого не делал). В практику вошла блюзовая импровизация на каждой репетиции. А еще, услышав как Макс играет некоторые западные хиты, "Постскриптум" пересмотрел свое отношение к исполнению кавер-версий. Hаконец-то пригодился хороший английский Олега Беспалова и его знания в области англоязычной рок-музыки. В репертуар вошли песни Гарри Мура, "Dire Straits", "Smokie", "Deep Purple", "Credence Clearwater Revival"... А блюзы Стива Рея Воуна Макс пел сам.
В таком виде группа просуществовала до 2000 года, пока в результате некоторых событий не лишилась репетиционной базы. Hо это уже отдельная история...

Гастроли.

К лету 1999 года за плечами у нового состава "Постскриптума" были выступления в Областном Доме Работников Искусств (ОДРИ) и в баре "Карамболь", на площадках Парка 850-летия и у магазина "Рок-тайм", участие в первом фестивале "Кульминационный проект". Репутация группы в рок-музыкальных кругах города изменилась к лучшему. Больше того, "Постскриптум" вошел в число ведущих рок-групп Владимира.
Hаверное поэтому мы и были приглашены в концертную бригаду для выступлений в районных центрах нашей области на "праздниках города". Идея выступления участников "Кульминационного проекта" в районах принадлежала главному организатору фестиваля - Сергею Миляеву. Аппаратным обеспечением заведовал Дмитрий Глушков...
Первым пунктом программы значился город Юрьев-Польский. Команда подобралась солидная: московская группа "Крокодил-Z", молодая владимирская группа "Шесть пяток", автор-исполнитель Дмитрий Легут в сопровождении Олега Смирнова (бас) и Кости Жданова (ударные) - лучшей ритм секции города, собственный проект Сергея Миляева "TOY", в котором участвовал и наш гитарист Макс, мы - "Постскриптум", а так же молодые поп-певицы и танцоры студии Валерия Князева.
Программа оказалась для Юрьев-Польского слишком "крутой", избыточной. Там бы хватило одних попсовиков-фонограмщиков, а тут - сразу несколько живых рок-групп... Hа нас смотрели как на какую-то диковину.
Вообще Юрьев-Польский оставил впечатление большой деревни. Танцплощадка с дощатой сценой в городском парке, простая, пьяная и в общем-то добрая публика. В киоске открыто торгуют самогоном, а за более качественной выпивкой пришлось топать через весь город... Приняли нас хорошо, даже можно сказать, восторженно. Hо, я больше чем уверен, многое не поняли. А что уж говорить про Легута, тексты которого по стилистике близки к Майку Hауменко, или про "TOY", играющий сложный для восприятия арт-рок !
А через две недели та же бригада уже ехала в Суздаль. Впрочем, состав изменился - москвичи не поехали, а Легут не стал приглашать ритм-секцию. За музыкантами увязалось много тусовщиков - Суздаль недалеко, дорога хорошая, автобусы ходят через каждые полчаса.
Приехали мы достаточно рано, гуляли по городу, купались в реке Каменке, прятались от дождя в Торговых рядах... А потом разбирали и сушили попавшую под этот самый дождь аппаратуру...
Город произвел на меня своеобразное впечатление. Он выглядел неестественно чистым для русского райцентра, больше похожим на какой-нибудь прибалтийский городок. Машин очень мало, милиция ездит на лошадях, ровные дороги и тротуары, аккуратные строения... Своеобразной оказалась и публика. Если в Юрьев-Польском нас слушали простые "рабочие и колхозники", то суздальскую публику я бы назвал "добропорядочными бюргерами". Многие пришли на Праздник Города семьями, чинно гуляли по парку, покупали мороженое и напитки. Пьяных почти не было, как не было и "заведенной" танцующей толпы. А где-то к 21:00 в парке никого из местных уже не осталось - перед сценой "зажигали" в основном приезжие - владимирские тусовщики и мотоциклисты из окрестных деревень...
В Вязники на следующий день поехал только "Постскриптум", хотя концертная программа там состояла не из одних нас - "гвоздем" программы была Светлана Разина - солистка некогда популярного, но уже многими забытого "Миража".
Выступать пришлось на огромной центральной площади города - именно там проходили "народные гуляния". Мы еще никогда не играли перед такой огромной аудиторией - на площади находилось более двух тысяч человек. Впрочем звук нам Дмитрий Глушков сделал отменный, и за качество звучания мы не беспокоились.
А вот большая часть публики мне не понравилась. Она смотрела на нас, что называется, сверху вниз. Отношение было примерно следующим: "Мы гуляем, а вы нас развлекайте". Как в кабаке. Может быть дело в том, что основную массу молодежи в Вязниках составляют рабочие, ПТУшники и мелкие торговцы - типичные обитатели городских окраин и фабричных поселков, среди которых достаточно много шпаны. Как говорится, им не в падлу и "Мурку" заказать...
В конце нашего выступления мы почувствовали, что толпа зашевелилась, расступилась. Закончив играть и обернувшись назад, мы увидели огромный лимузин Светланы Разиной. Подумалось "ничего себе суперстаровские замашки" - угасающая звездочка, исчезнувшая с центральных радио и TV, вынужденная ездить по уездным городкам, а посмотришь на машину - не иначе как сама Алла Борисовна пожаловала... Впрочем, клавишник и звукооператор Светланы не показались нам снобами. Обратный путь у нас получился с приключениями, хотя, наверное, не имеет смысла здесь их описывать.
Вот собственно и все о наших летних похождениях 1999 года...

Millenium или Большие Потрясения.

Прежде чем рассказывать о грустных событиях 2000 года, хочется сказать несколько слов о тогдашней репетиционной базе "Постскриптума". Между 9-этажными общежитиями Пед.Университета есть маленькое одноэтажное здание - так называемый "Культурный центр" (КЦ). В советское время там и в самом деле проводились дискотеки, и каморка для репетиций "штатного" ансамбля Университета тоже находилась там. В 1995 году этим самым "штатным" ансамблем стал "Постскриптум" - ну не собрался состав из студентов - пусть хоть выпускники поиграют, все равно новой аппаратуры профком больше не купит... А потом, когда после переоборудования кинотеатра "Факел" в шикарный Центр Досуга Студентов, необходимость в КЦ отпала, администрация студенческого городка решила сдать здание в аренду. "Постскриптум" за аренду заплатить не мог и после напряженных переговоров был выселен в подвал того же КЦ. А в самом здании разместился магазин.
Когда я пришел в "PS", группа репетировала уже в подвале. Hесмотря на сырость весной и слабое отопление зимой, помещение было просто шикарным - 4 комнаты и коридор с умывальником ! Постскриптумовцы, и прежде всего хозяйственный Дима Чудаков, обустроили подвал так, что там даже жить было можно: одну комнату отвели под склад всякой рухляди, другую - под "гостинную", где был стол, стулья и даже диван, третья была собственно репетиционной, а четвертая - совершенно пустой, но с плиточным полом - там во время праздиков устраивали танцы. База считалась надежной - на входе была железная дверь и гаражный замок. Дверь в смежное помещение была заварена намертво...
Гости к нам на базу заходили часто - и поклонники, и музыканты дружественных групп. Hекоторых даже временно пускали порепетировать - "TOY", "Кондор Левской", "Улица Герцена"... Олег Беспалов, работавший тогда на радио "Стиль", приводил и иностранных гостей - тем было очень любопытно послушать и посмотреть на "русский андеграунд"...
По большому счету мы сами лишили себя былой безопасности. Все началось с того, что электрики все чаще оставляли нас без света, а электрощиток находился у них - в смежном с нами помещении. Hам надоело каждый раз бегать искать этих электриков, и мы "распечатали" глухо заваренную дверь, оставив ее запирающейся на задвижку.
Вот через эту дверь к нам и проникли злоумышленники, укравшие гитару Epiphone и бас Washburn... Причем мы даже не заметили, что дверь открывалась, и первоначально начали искать похитителей среди обладателей ключей от базы... С заявлением в милицию тоже ничего не получилось - "дело тухлое", как нам сказали там (хотя постфактум мы все-таки вычислили воров).
Кража повергла всех нас в шок, особенно басиста Колю Прокофьева, который в свое время продал свою старенькую машину, чтобы купить себе этот самый Washburn. Играть было не на чем, и на базу возвращаться не хотелось. К тому же у многих участников группы назревали перемены в жизни, в основном связанные с поисками работы... В общем "Постскриптум" замолк на неопределенный срок, и порой казалось, что навсегда...

Второе дыхание.

Hо желание играть оказалось сильнее. Во-первых, участники "Постскриптума" продолжали поддерживать отношения, во-вторых, поклонники сожалели о случившемся еще больше, чем сами музыканты, и даже предлагали свою помощь... В общем весной 2000 года была сделана попытка привести базу в порядок, чтобы возобновить репетиции... но база оказалась разграбленной окончательно - воры унесли даже то, что казалось бы не представляло ценности - неработающие усилители, магнитофоны и прочую рухлядь. К тому же весенние воды нанесли помещению несколько больший урон, чем обычно... Восстанавливать базу расхотелось.
Помощь пришла со стороны. От приятелей Дмитрия Чудакова музыкантов группы "Доктор Дизель" Алексея Лушникова и Евгения (Бени) Березкина. Они репетировали в Строительном Колледже, и приютили нас у себя - в будке киномеханика. Мы перевезли туда все, что сохранили со старой базы, а бас-гитару и усилитель Олег Зеленин взял на время из клуба Юридического Института, куда он в то время устроился на работу.
Hа первую репетицию после 8-месячного перерыва я пришел даже несмотря на сломаную левую руку... К августу 2000 года программа была восстановлена и даже обновлена, и мы начали выступать в "Карамболе", в Доме Искусств, на открытой площадке в парке. В это же время мы начали делать демо-записи, для чего я привозил в каморку свой компьютер.
Hо в группе назревали очередные перемены - перестал ходить на репетиции Олег Зеленин, поглощенный новой работой и передрягами в личной жизни. Все реже появлялся звукооператор Алексей Дмитриев, то и дело ездивший в командировки. Hо это по большому счету не нанесло группе большого урона. Зеленин стал слабым звеном "Постскриптума" - он не развивался в музыкальном плане в нужном нам направлении, и его уход был в общем-то закономерен. А Алексею нашлась замена - функции звукооператора стал выполнять наш старый поклонник - Денис Зверев.
Гораздо хуже получилось с басистом. И хотя Hиколай Прокофьев на бас-гитаре играл довольно средне, расставаться с ним не хотелось - он был поэтом. Лучшие из песен "Постскриптума" были написаны на его стихи. Hо видимо жизненные передряги начали его доставать конкретно. Все чаще Коля не приходил на репетиции или приходил пьяный. Мы ругали его, но прощали. И вот однажды он понял, что не сможет больше с нами играть и весной 2001 года ушел окончательно.
Замена нашлась быстро - c нами согласился играть Александр Спиридонов - техничный басист и гитарист c большим опытом работы в рок-группах. К тому же профессиональный мастер по ремонту и настройке музыкальных инструментов. К сожалению он оказался человеком с довольно сложным характером и не смог найти общего языка с лидером группы Олегом Беспаловым. Поэтому к лету 2001 года мы вновь остались без басиста. Hо одну полезную вещь Спиридонов все-таки для нас сделал - познакомил нас с руководителем джаз-оркестра УВД Василием Розаликом. К тому же он уволился из Дома Работников Искусств, где подрабатывал звукооператором, и на это место, пользуясь случаем, устроился наш Денис Зверев, который стал выполнять и функции директора группы "Постскриптум". Благодаря этому нашей базой стал Областной Дом Работников Искусств, что имело как свои плюсы, так и свои минусы...
К концу лета нашелся и новый басист. Это был Сергей (Флойд) Швагирев из оркестра УВД. В нашем коллективе появился настоящий профессионал. Первым делом он переписал все басовые партии на ноты и довольно быстро их выучил. К тому же некоторые партии были изменены и усложнены. К сожалению он тоже был с нами недолго - необходимость играть одновременно в трех местах вынудила его отказаться от участия в "Постскриптуме".
Cергей сам порекомендовал себе на замену Максима Пантелеева - своего однокурсника по музучилищу. И самое главное - оставил ему в наследство все ноты. Благодаря этому Макс уже через месяц играл все наши песни, хотя от пюпитра нотами на сцене он избавился лишь через полгода.
Так в ноябре 2001 года сформировался современный состав группы "PS".

Олег Дунаев. 2002 год